«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». (А. А. Леонтьев)
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
1. Читательская грамотность | Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
ПРАКТИКА «Формирование читательской грамотности» https://cloud.mail.ru/public/45X1/TRmssBeYB |
2. Естественно-научная грамотность | Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями Педагогическая практика Естественно – научная грамотность |
3. Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность | Cовокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление | Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции | Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ШКОЛЬНЫЙ ПРИКАЗ ДОРОЖНАЯ КАРТА
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ПРОЦЕДУР 2021-2022
Электронные банки заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
- https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
- ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности
- Интенсив ЯУчитель 3.0
- Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)
- Тест «Цифровые компетенции педагога»
- Тест «Компетенции учителя по формированию…»
Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания
- Примеры заданий по математической грамотности
- Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instructionБанк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
-
САМОАНАЛИЗ формирования функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов
Размер файла: 32 КБ -
ЧЕК-лист самодиагностики
Размер файла: 15 КБ