Перейти к содержимому

ОВЗ

http://ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Дети с ОВЗ или что должны знать родители о детях с ОВЗ.

Кто такие "Дети с ОВЗ"?

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

К детям с ОВЗ относятся такие дети:

  1. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием.
  2. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия алалия, ринолалия, тяжелые формы заикания.
  3. К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата , ДЦП.
  4. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения.
  5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть другая причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Причины появления детей с ОВЗ

  1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
    • Перенатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
    • Натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, позднее вмешательство медиков.
    • Постнатальные (после рождения) : например, травмы, инфекционные заболевания.
  2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, вредные привычки у родителей.

 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

  1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
  2.  Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
  3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
  4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
  5. Снижена познавательная активность.
  6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
  7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
  9. Речь – все компоненты языковой системы нарушены.
  10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
    Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) .

Существует комплексный подход к детям с ОВЗ

  • Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей посредством наблюдения) .
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуальных образовательных маршрутов) .
    3. Своевременное лечение, охрана и укрепление здоровья детей.
    Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.
  • Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации. Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры.
  • Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно. Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.
  • Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить наблюдения, экскурсии, включать детей бытовую жизнь людей, проблемные, бытовые ситуации.
  •  Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического – это разнообразные дидактические игры .
  • Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений).
  • Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта .
    8. Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) осуществляющие контроль за развитием ребенка.
    Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптация детей с ОВЗ к социуму, сформирование социального поведения.

Обучение учащихся с ОВЗ в МБОУ «Уярская  СОШ № 4»

(2021-2022 учебный год)

№ п/п Уровень образования Кол-во учащихся с ОВЗ
1 Начальное общее образование 22
2 Основное общее образование 3
3 Среднее общее образование 0

Сайт поддержки реализации ФГОС ОВЗ      http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/

Нормативно-правовые документы

Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. N 1697 “О Временном порядке признания лица инвалидом”

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

Разработка сайта - Lansite.ru